Советы педагога-психолога. Копилка игр и упражнений для младшего школьника

Автор: педагог-психолог Тихонова О.Н.

1. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей младшего школьного возраста

Рекомендуем родителям и специалистам «Лучшие развивающие игры для детей онлайн»

Другие публикации по теме данной статьи:

— Формирование воли и произвольности поведения у детей
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) — важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

1. Игра «Лесенка».

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:

Игра "Лесенка"
Игра «Лесенка»

 

 

 

 

Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

2. Игра «Число-контролер».

Ученики получают карточки с примерами:

Игра "Число-контролер".
Игра «Число-контролер».

 

 

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

3. Игра «Сохрани слово в секрете».

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Примечание для родителей.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции — научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано — подойдет любое. Варианты:
1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4. нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

4. Игра «Спрячь букву от буквоежки».

За несчастной буквой «а» охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что «а» — самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы «а».

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы «ы».

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.
А здесь вставляй точки вместо буквы «р».
2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.
Примечание для родителей.
Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

6. Как превратить «о» в «и».

Ученик доброй феи говорил: «Я не волшебник, я только учусь». Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о], меняй его на [и].
2. Упражнения для формирования « умения учиться».
Готовность к самообразованию может быть обеспечена за счёт овладения школьниками методологическим аппаратом научного поиска. Именно в исследовательской деятельности ребёнок обретает способность учить себя, или умения учиться.
В методической литературе выделяется немало методов, направленных на формирование у учащихся исследовательских умений, ведущим из которых является метод упражнений. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

По мнению Л.М. Илиьных, формированию у младших школьников умения видеть проблемы в значительной мере помогут следующие упражнения:

«Посмотри на мир чужими глазами ». Учащимся предлагается прослушать начало рассказа. Затем им даётся задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Естественно если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

«Составь рассказ от имени другого персонажа». Учащимся предлагается представить себя в роли какого-либо персонажа и от его имени написать рассказ.

«Составь рассказ, используя данную концовку». Учитель читает школьникам концовку рассказа и предлагает сначала придумать, а потом рассказать о том, что было в начале. Оценивается в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

«Сколько значений у предмета». Это задание позволяет углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, учит сосредоточиться, находить в обычном новые, неожиданные возможности, благодаря чему развиваются основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

« Назовите как можно больше признаков предмета». Это задание помогает ребёнку учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Педагог называет любой предмет. Детям нужно вспомнить как можно больше важных признаков этого предмета.

Для развития умения выдвигать гипотезы Н.А.Долгушина рекомендует применять следующие упражнения:

«Что случилось?». Педагог или родитель предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий.
«Если бы…». Учитель или родитель предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы а) родители уменьшились до размера мышки ;б) бабушка превратилась в ребёнка; в) кровать стала крошечной и т.п.
Для развития умения определения понятиям А.В.Аркадьева предлагает такие упражнения: «Отгадай». Педагог или родитель загадывает предмет, даёт его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передаётся детям. Игра проводится 3-4 раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету.
«Трудные слова». Педагог делит детей на 2-3 подгруппы. Затем каждой подгруппе даёт задание придумать по 3 «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает 1 балл. В роли арбитра выступает педагог.
Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки, если смотреть на них не просто, как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки — это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.
Развитию внимания и наблюдательности у младших школьников, по мнению Е.В.Родионовой, помогут следующие упражнения:
«Рассматривание». Педагог ставит перед детьми какую –нибудь вещь. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче. Дети внимательно и спокойно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет и просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета. Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.
«Кто пропал?». Педагог выставляет перед детьми сразу несколько предметов (игрушек) и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время ведущий убирает один или несколько предметов (игрушек). Дети должны назвать недостающие предметы. Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности – парные картинки, содержащие различия.

3. Серия игр для детей школьного возраста, направленных на развитие навыков общения и развития речи.

Мимикой и жестами мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с друзьями, родными и близкими.
Язык тела важен не только в общении с человеком «один на один». Так, в группе люди обычно не говорят все одновременно. Обычно говорит кто-то один, а все остальные его слушают. Поэтому, чем лучше развиты у вас навыки языка жестов, тем на большее количество людей вы сможете произвести приятное впечатление, тем легче вам будет добиться взаимопонимания
Аплодисменты
Чаще всего люди аплодируют на концертах и на собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом концерте или собрании. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как…
• бурные, восторженные;
• громкие, подбадривающие;
• сдержанные, деликатные;
• ленивые, снисходительные;
• заискивающие, подхалимские.
Сцена знакомства
Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы, как правильно познакомиться, чтобы создать о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся…
• космонавты с инопланетянами;
• охотники со снежным человеком;
• новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;
• моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов.
Необычная декламация
Декламация — это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», но так, словно…
• вы сильно замерзли;
• вам придавило ногу;
• у вас во рту горячая картошка;
• вы очень сильно хотите спать;
• вас сейчас расстреляют.
Птичьи танцы
В жизни всех птиц бывает такой период, когда они начинают танцевать. Этот период называют брачным. Конечно, танцуют птицы в это время по-разному: кто-то изящно и грациозно, кто-то — неуклюже и смешно. Попробуйте изобразить, как они это делают. Покажите танцы…
• журавля;
• пеликана;
• страуса;
• пингвина;
• грифа-стервятника.
В качестве танцевальной музыки воспользуйтесь пьесой румынского композитора Рамо Ромироса «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа. Эта пьеса известна всем как музыкальная заставка к передаче «В мире животных».
Походка
Каждый человек обладает своей индивидуальной походкой. У одного походка — гордая, уверенная, у другого — суетливая, спешащая, у третьего -— вальяжная, ленивая. Попробуйте изобразить походку человека…
• который только что пообедал;
• у которого жмут ботинки;
• который неудачно пнул кирпич;
• у которого начался острый приступ радикулита;
• который оказался ночью в лесу.
Эмоциональные ноги
Человек — очень эмоциональное существо. Мы, люди, пользуемся огромным арсеналом средств для выражения своих эмоций. Конечно, в первую очередь мы демонстрируем эмоции мимикой лица, но не менее выразительными могут быть спина, плечи, кончики пальцев и даже уши. Попробуйте только с помощью ног продемонстрировать такие эмоциональные состояния, как…
• гнев;
• почтение;
• страх;
• восторг;
• презрение.
Находчивые музыканты
Когда музыкант играет на своем инструменте, у него, как правило, заняты обе руки. А вдруг в это время с ним что-нибудь случится»? Попробуйте изобразить, как будет действовать музыкант, если во время выступления с ним случится непредвиденное. Инсценируйте ситуацию:
• скрипач, у которого по лбу ползет муха;
• трубач, у которого сваливаются брюки;
• пианист, у которого внезапно заболел живот;
• баянист, у которого к ботинку прилипла жвачка;
• гитарист, у которого жутко зачесалась спина.
Бытовая техника
Много лет назад Леонид Ярмольник прославился тем, что изображал разные неодушевленные предметы. Попробуйте повторить творческий путь ныне знаменитого артиста и с помощью жестов и мимики изобразите некоторые предметы бытовой техники:
• утюг;
• будильник;
• чайник;
• телефон;
• миксер.
Необычный обед
Все люди несколько раз в день принимают пищу. Главный прием пищи в течение дня называется обедом. И хотя обедают все люди на планете, они делают это по-разному. Как человек обедает, зависит от его воспитания и от обстановки, в которой проходит обед. Покажите, как обедают…
• моряки на корабле, попавшем в бурю;
• солдаты на боевом участке фронта;
• королевская семья во дворце;
• полярники, совершающие переход по льдам к Северному полюсу;
• космонавты на орбитальной станции.
Жест прощания
При расставании принято прощаться, то есть какими- то особыми действиями обозначить завершение встречи.
Где-то прощаются, пожимая друг другу руки, где-то кланяются по пояс, где-то машут вслед уходящему платком. Самые интересные жесты прощания бывают у представителей различных партий и общественных организаций. Покажите, как могли бы прощаться представители…
• партии любителей коровьего молока;
• сообщества ночного образа жизни;
• фонда возрождения травоядных динозавров;
• движения особо пузатых людей;
• союза любителей зимнего плавания.
Муки творчества
Создать новое произведение искусства очень непросто. Недаром же существует выражение «муки творчества». Оно означает, что все шедевры рождаются лишь в результате неимоверных, «мучительных» усилий художника. Попробуйте показать в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы, или «муки творчества»…
• писателя;
• композитора;
• художника;
• скульптура;
• фотографа.
Танцующие пальцы
Танцы — это занятие, в котором главное место занимают ноги. Но танцы можно исполнять и с помощью других частей тела. Например, можно танцевать пальцами рук. Представьте, что поверхность стола — это пол дискозала. Создайте из средних и указательных пальцев своих рук танцевальные пары. И пусть на этом паркете эти пары попробуют исполнить…
• польку;
• танго;
• чарльстон;
• румбу;
• шейк.
Аэробика
Аэробика — это ритмическая гимнастика или комплекс гимнастических упражнений, выполняемых под музыку. Первоначально аэробика появилась в США, а затем быстро распространилась по миру. И по мере того как аэробика завоевывала все новые страны, в ней стали исчезать упражнения, характерные только для американцев, и стали появляться движения, характерные для других национальных культур. Постепенно в каждой стране возникла своя школа аэробики. Попробуйте показать комплекс упражнений аэробики, который по характеру движений мог бы называться…
• китайский,
• немецкий;
• индийский;
• испанский;
• бразильский.
Игра с буквами-1
Один ребенок рисует пальцем слово на спине или заведенной за спину ладони другого играющего; второй — угадывает.
Игра с буквами-2
Один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею выписывает в воздухе буквы загаданного слова. «Жмурка» должен узнать слово.
Игра с буквами-3
Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы: выпрямленной, как шлагбаум, рукой; рукой от локтя (кисть неподвижна); кистью; двумя руками вместе; языком; левым мизинцем; правым плечом; коленкой и т. д.
Зеркало
Группа разбивается на пары. Первые номера — «зеркала», вторые — люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями.
Ладошки
Дети стоят парами. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т. п. Потом пары меняются. В обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.
Сенсорика
Человек стоит в центре. К нему со спины кто-то подходит. Попытаться определить пол человека, а если получится, то и имя.
Человек с закрытыми глазами (вариант упражнения «Сенсорика»)
Окружающие по очереди прикладывают палец к его лбу. Он должен постараться определить имя дотронувшегося.
Мышеловка
Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки — мышеловка захлопывается. Их задача — не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.
Остановка рук
У человека закрыты глаза. Напарник постепенно приближает к нему руки. Когда первому покажется, что чужая рука находится от него на расстоянии 1 см, нужно сказать: «Стоп».
Вариант: напарник подходит к человеку, стоящему с закрытыми глазами. Когда тот почувствует приближение, он должен сказать: «Стоп».
Сколько нас?
С закрытыми глазами (стоя на месте) определить, сколько человек в зале и кто где находится.
Пойми меня
Играют две команды. Команды загадывают слова (обязательно имена существительные) и выбирают по одному водящему. Команда, которая первой придумает слово, начинает игру. Водящему команды противника сообщается загаданное слово, и он должен, используя только жесты и мимику, показать слово так, чтобы его команда догадалась, какое слово было загадано. Затем команды меняются ролями.

4. Формирование внутренней позиции школьника.
Задача взрослого помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Божович Л.И.) Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а также сформирует эмоционально-положительного отношение к школе
— простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
— научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
— развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
— развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Н.И.Гуткина считает, что учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных.

Об авторе Тихонова Олеся Николаевна

avatar
Педагог-психолог
WordPress Lessons